Главная В избранное Версия для печати

Сувениры:



Россия: Одной матрешкой не обойдешься

Любой путешественник знает, что в сувенире можно привезти частичку другой страны. Как же тяжело - физически - иностранцам увозить с собой дух России! Здесь одной матрешкой не обойдешься. Наши ремесленники работают с чисто русским размахом, поэтому в сувенирный пакет туриста отправляется дымковская игрушка, хохлома, оренбургские платки - всего не перечислишь.

 

Вологодское кружево

В узорах паутины

Бессменный центр плетения вологодского кружева — Вологодская область. Кружевоплетение здесь зародилось в первой трети XIX века. Тогда в "девичьих" крепостные крестьянки стали выплетать отделку к туалетам барынь и барышень, копируя западноевропейские кружева. В наши дни плетеное диво создают так же, как и полторы сотни лет назад, — ручным способом. Льняные нити кружевница свивает на вересковые палочки — коклюшки. Паутинки вологодского кружева создают четырьмя стилями. Первый носит смешное название "полотнянка-велюшка" и напоминает холст. Стиль "сетка" воссоздает рыболовную сеть. Что-то наподобие канатного переплетения изображает стиль "плетешок". А "насновка" — овал, плотно сплетенный на четырех коклюшках — напоминает средневековую русскую копейку. Помимо общеизвестных вещей из вологодского кружева — таких как скатерти, салфетки, занавески, панно, косынки и шарфы, из него делают женскую одежду и украшения для интерьера.

Палехские миниатюры

Волшебные шкатулки

Если вы любуетесь шкатулкой с тонким и плавным рисунком на черном фоне, обильно украшенном золотой штриховкой, то знайте: перед вами — палехская миниатюра. Этот вид живописи зародился в начале 1930-х годов в поселке Палех Ивановской области. А предшествовал ему местный иконописный промысел. Поэтому у иконы и изделия, выполненного в духе палехской миниатюры, много общего. Лаковая миниатюра исполняется темперной краской на папье-маше. Колорит палехской живописи основан на сочетании трех цветов — красного, желтого и зеленого. Обычно на картинках изображают пейзажи.

Что только не расписывают в стиле палехской миниатюры! Шкатулки и ларцы, брошки и заколки для галстуков, панно и пепельницы и множество других вещиц. Художников палехской миниатюры продолжает готовить старинное Палехское художественное училище.

Жостовские подносы

Картины, влитые в железо

Недалеко от Москвы в живописном месте находится село Жостово. Знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не изготавливает железные подносы. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых и датируется 1825 годом. Классический жостовский поднос — это крупные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон.

Жостовские мастера не пользуются ни эскизами, ни образцами. Для них главное — настроение в момент соприкосновения с материалом, импровизация. Раньше о подносах говорили: "Картины, влитые в железо".

По сей день в поселке Жостово работает Жостовская фабрика декоративной росписи. Настоящий жостовский поднос, кстати, всегда можно отличить от подделки по логотипу фабрики.

Павловопосадские платки

Цветы на плечах

Павловопосадские платки известны во всем мире. В старинном городе России "Павлово-посадская платочная мануфактура" работает с 1795 года. За всю историю здесь сложилась своя школа платочного рисунка. До сих пор здесь выпускают уникальные платки по шаблонам 150-летней давности! Самый распространенный сюжет на платках — это орнаменты и всевозможные цветы. Работа над каждым платком начинается с рисунка. От того, насколько верно выбраны композиция и цветовая гамма, зависит его дальнейшая судьба. Ведь все подготовленные на мануфактуре рисунки утверждаются Художественным советом в лице заслуженных художников предприятия, представителей Министерства культуры РФ и Художественно-экспертного совета Московской области по народным художественным промыслам.

Надо сказать, что мануфактура сейчас переживает хорошие времена. Каждый год она выпускает около 300 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов и скатертей.

Гжель

Синим по белому

Археологические исследования в подмосковном городе Гжель подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. Сейчас здесь сложился целый район производства технического и художественного фарфора, а в старинных селах Бахтеево и Турыгино воссоздали предприятия по выпуску продукции в стиле "ста¬рой Гжели". Но центром производства по праву считается предприятие "Гжель" — в свое время оно объединило шесть небольших производств в разных деревнях. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль — синие и голубые узоры и цветы и украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет. Так создают знаменитую Гжель — фарфоровые вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера.

Дымковская игрушка

Козлы в штанах и медведи с гармошкой

Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Киров (Вятка). По мнению исследователей, развитие дымковской игрушки связано с русским обрядовым весенним праздником — "свистопляской". В древности глиняные фигурки тотемных животных и "баб", символизирующих плодородие, призваны были магическим образом повлиять на природу и ускорить ее весеннее пробуждение. В соответствии с животворным предназначением свистулек лепить их могли только женщины и девочки. Но со временем и праздник, и игрушки потеряли свое истинное значение. Теперь о языческом смысле фигурки напоминают лишь лаконичные орнаменты, которые ее украшают. Все эти кружочки, точки, клетки и ромбики имеют свое объяснение. Например, волнистая линия — это вода, а кружочек с точкой в центре — солнце. Раскрашивается игрушка очень ярко. Изготавливают дымковскую игрушку из красной вятской глины, которая перемешана с мелким речным песком, чтобы свистулька не трескалась в печи. К основе фигурки отдельно примазывают руки, ноги и головы, но швы так тщательно заглаживают мокрой тряпочкой, что игрушка выглядит цельной. С отходом от язычества древние тотемные животные стали изображаться с некоторой иронией. Так, глиняные козлы носят яркие штаны, а медведи играют на гармошке.

Хохлома

Красное на черном

Близ Нижнего Новгорода лежит большое село Хохлома. Именно здесь зародилось когда-то искусство изготовления лакированной деревянной посуды, расписанной золотой, красной и черной краской. С первого взгляда даже невозможно понять, что хохлома сделана из дерева. Мастер вытачивает из дерева будущую посуду, придавая ей округлые, мягкие формы. Сначала деревянная заготовка сушится, а потом шлифуется шкуркой или на станке. Перед росписью высушенное и отшлифованное изделие обмазывают льняным маслом, а затем особым составом — вапой или грунтом. После этого заготовку сушат в печи, опять шлифуют и обмазывают олифой. К обработанной таким образом поверхности прекрасно пристает измельченный в порошок металл, который втирается в дерево. Этот процесс называется лужением. Когда-то для лужения использовалось олово, сейчас — алюминий. Луженая посуда приобретает металлический серебристый цвет. После ее расписывают художники. На заключительном этапе изделия покрывают несколькими слоями лака и закаляют в печи. Температурная обработка превращает все, что было под лаком серебряным, в золотое. Традиционные хохломские узоры — растительные. Одна разновидность хохломского орнамента так и называется "травка". Она обычно пишется красным и черным цветами.

Федоскинская миниатюра

Лукутинские табакерки

Лаковая миниатюрная живопись масляными красками на папье-маше сложилась как вид традиционного русского промысла в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино. Фабрика по производству изделий из папье-маше достигла своего расцвета во второй половине XIX века при потомственном купце Александре Лукутине. В те годы ассортимент предприятия насчитывал 160 наименований. Выпускались табакерки, сигарочницы, подносы, стаканы, тарелки, шкатулки, которые так и назывались лукутинскими. На фабрике работали только вольнонаемные кустари. Лучших мастеров хозяева отправляли учиться в московское Строгановское художественное училище. За прекрасное качество лукутинская фабрика получила право клеймения своих изделий. На внутренней стороне помещались золотой двуглавый орел и инициалы владельцев производства. Лукутинские табакерки даже отправлялись на экспорт. Излюбленными сюжетами того времени были "тройки", "чаепития" и сценки из крестьянского быта. Сейчас федоскинские миниатюры изготавливаются как на фабрике, так и в небольших мастерских. Художники пишут масляными красками в три-четыре слоя. Изюминка техники — "письмо по сквозному". На поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал, металлический порошок, который просвечивает сквозь прозрачные слои краски и придает изображению глубину и удивительный эффект свечения.

Оренбургский платок

Пройти сквозь кольцо

По преданию русские переселенцы, прибывшие на Урал, были несказано удивлены тем, что легкое облачение калмыкских и казахских воинов так хорошо защищает их от лютых уральских морозов. Оказалось, что под одеждами мужчины носили платки, связанные из козьего пуха. Только эти платки были сплошные, без узоров. Русские казачки переняли искусство вязания пуховых платков, но разукрасили свои изделия разнообразными ажурными узорами. Так зародился традиционный русский промысел — вязание оренбургских пуховых платков. Мировую известность он получил после Всемирной выставки в Лондоне 1862 года, где особую премию завоевали шесть оренбургских платков. Оренбургские платки стали так популярны, что их производство попытались наладить в Европе, для чего вывезли туда стадо оренбургских коз. Но оказалось, что после нескольких лет, проведенных не в условиях морозного уральского климата, козы переставали давать такой чудный пух, как в Оренбурге. Но в XX веке начали вязать прекрасные платки и из пуха волгоградских коз. Кроме того, в Оренбурге была построена фабрика пуховых платков. Машинная вязка дала возможность создавать практически неограниченное количество узоров за короткое время. Однако "машинные" платки имеют лицо и изнанку, а ручная работа такого изъяна лишена. Чтобы правильно выбрать пуховый платок, нужно знать, что через кольцо обязаны проходить только тонкие платки-паутинки. А новый платок вовсе не должен быть мягким и пушистым.

Ростовская финифть

Эмалевая сказка на меди

Первое упоминание о русской финифти встречается в Ипатьевской летописи, датированной 1175 годом. Техника миниатюрной живописи по эмали была заимствована из Византии. Со временем это искусство приобрело чисто русские черты и привычное русскому уху название — финифть. В XVIII веке центром миниатюрной росписи по эмали стал город Ростов Великий. В основе любого финифтяного изделия — медная пластина, на которую тонким слоем наносится эмаль. Затем пластина обжигается, и эмаль прочно сплавляется с основой. Процедуру нанесения эмали и обжига повторяют несколько раз. Затем изделие расписывают вручную специальными красками. Их особенность в том, что после обжига краски значительно меняют цвет. Поэтому от художника требуется большое мастерство, чтобы изначально верно выбрать тон краски и плотность мазка. Зато побывавшая в муфельной печи живопись уже никогда не поблекнет. Первоначально мастера расписывали предметы культа — иконы, кресты, пластинки для украшения церковных книг и сосудов. Религиозная тематика диктовала жесткие живописные каноны. Но в XIX веке под влиянием станковой живописи в традиционную финифть проникают реалистичные сюжеты. Отдельное место в искусстве финифти занимает портрет. В 20-е годы прошлого века к традиционной тематике промысла добавляются ленты, надписи, мастера начинают копировать картины советских художников. В 60-е годы возвращается мода на цветочные и растительные композиции.

Главная   • О подарках   • Открытки   • Сувениры   • Украшения   • Контакты  
День пропал не зря...
2009 © Красивые подарки